// // Не пропадет ли у олигарха Керимова настроение "развивать" Махачкалинский порт

Не пропадет ли у олигарха Керимова настроение "развивать" Махачкалинский порт

8347

Керимов поматросил порт

2
В разделе

В ближайший год может решиться судьба 145-летнего Махачкалинского морского торгового порта, приватизация которого неоднократно откладывалась в течение 10 лет. За право стать собственником единственного незамерзающего российского порта на Каспии борется «главный» дагестанский олигарх – Сулейман Керимов.

Козыри олигарха

На днях сразу две новости могли порадовать олигарха Керимова, чьи интересы к Махачкалинскому порту давно не скрываются.

Во-первых, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) обратилось в Минтранс России с предложением о включении Махачкалинского порта в программу приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы. Об этом стало известно 3 июля в Москве, на коллегии Росморречфлота.

Во-вторых, 8 июля Следственный комитет России сообщил о передаче в суд уголовного дела о мошенничестве бывшего топ-менеджмента Махачкалинского порта. Один из главных фигурантов дела – бывший гендиректор порта Абусупьян Хархаров, противник и его приватизации и лично Сулеймана Керимова.

Наконец, немногим ранее, в конце мая, еще одна новость могла согреть сердце олигарха Керимова: Николай Токарев усомнился в необходимости участвовать в реконструкции порта.

Неужели все препятствия на пути олигарха и сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова на пути к овладению Махачкалинским портом преодолены?

Хархаров и палки в колеса

Российские власти рассматривают вопрос о приватизации Махачкалинского порта более 10 лет. Однако менеджменту Абусупьяна Хархарова, который возглавлял предприятие с 1998 по 2010 годы, это было невыгодно. И, как только порт оказывался в правительственном прогнозном плане на разгосударствление, менеджер старался убедить московских и махачкалинских чиновников в опасности приватизации. Так, в 2005 году на коллегии Счетной палаты РФ было решено обратиться к тогдашнему председателю правительства Михаилу Фрадкову с предложением исключить порт из плана приватизации. Мол, порт является у России единственным незамерзающим на Каспии и поэтому палата рекомендует правительству обеспечить его надлежащим финансированием для реконструкции. После реконструкции от порта ожидали увеличения ежегодного грузооборота до 15 млн. тонн, из которых 10 млн. тонн – нефтяные грузы. История повторилась в 2009 году: в Дагестан прибыл с визитом глава Счетной палаты Сергей Степашин и А. Хархаров вновь убедил его в недопустимости приватизации порта.

Позже Абусупьян Хархаров объяснил свою тогдашнюю позицию: «У нас шла реализация федеральной целевой программы, мы получали деньги из бюджета на модернизацию порта. Если бы мы тогда приватизировали порт, то программа бы прекратилась, а собственных средств… было недостаточно». По данным СМИ, только федеральный бюджет вложил в развитие Махачкалинского порта к 2010 году 1,3 млрд. рублей.

И куда же ушли эти деньги? Как следует из сообщения Следственного Комитета России, ущерб от мошеннических схем в Махачкалинском порту Хархарова, его заместителей, первого замминистра земельных и имущественных отношений республики Алиева, предпринимателя-оценщика Амирова, предпринимателя Рызоглазова составил около 1 млрд. рублей! В деле – несколько эпизодов. Наиболее показательные – похищение трех морских судов с помощью незаконного аукциона, в результате которого сухогрузы «Али Алиев» и «Дагестан», а также нефтерудовоз «Кама», оказались приватизированы и переведены на баланс аффилированных фирм. На счета аффилированных фирм попали средства, полученные портом в виде кредитов и вырученные от продажи недвижимости. (Кстати, на похищенные обвиняемыми суда, благодаря СКР, наложен арест).

По теме

Все время, что А. Хархаров возглавлял порт, он являлся еще и депутатом Народного собрания Дагестана. И только в 2010-м году, сделав неверную политическую ставку (он рьяно поддерживал кандидатуру президента Муху Алиева на второй срок, тогда как президент Дмитрий Медведев предпочел другого кандидата – Магомедсалама Магомедова), он лишился депутатского мандата и потерял кресло гендиректора ММТП. Но к тому времени, видимо, благодаря программам развития порта, у А. Хархарова уже имелся собственный бизнес – логистическая инвестиционная группа «Сафинат». Как отмечается на сайте бизнесмена, группа занимается в том числе судоремонтом и судостроительством.

Связка Магомедсалам Магомедов - Керимов

Кресло А. Хархарова в порту через некоторое время занял Ахмад Гаджиев – ставленник Сулеймана Керимова.

Считается, что Магомедсалам Магомедов занял кресло главы Дагестана также по протекции олигарха. Именно сенатор от Дагестана Керимов предложил М. Магомедова тогдашнему президенту страны Дмитрию Медведеву в качестве кандидата на пост главы республики. При этом сам олигарх обещал всяческое содействие экономике Дагестана. Как написал в начале 2013 года «Коммерсант», «Кремль надеялся, что связка Магомедов-Керимов, получив карт-бланш на радикальные перемены в республике, если не добьется успеха на почве борьбы с терроризмом, то хотя бы не допустит экономических провалов и социальных выступлений». Компании Керимова заявлялись М. Магомедовым как основные инвесторы в приватизируемые государством активы (аэропорт «Уйташ» и порт в Махачкале). Сулейман Керимов обещал вложить в строительство курортной зоны в Дагестане свыше 1 млрд. долларов.

Вот тогда место гендиректора Махачкалинского порта и досталось его нынешнему гендиректору Ахмаду Гаджиеву, брату депутата Госдумы от Дагестана Магомеда Гаджиева, который, в свою очередь, дружен с Керимовым.

Компания олигарха «Нафта Москва» начала подготовку порта к приватизации. Но и «прокеримовский» менеджмент не поторопился с переводом федеральной собственности в частную.

В 2013 году первый заместитель гендиректора Махачкалинского порта Мурадхан Хидиров сообщил дагестанскому изданию «Черновик», что для подготовки к приватизации «ещё много чего необходимо сделать». Представитель порта рассказал, что восстанавливается необходимая для полноценной подготовки к приватизации порта документация, которая «была утеряна при смене руководства ММТП или вовсе не существовала». Кроме того, по данным М. Хидирова, большая часть имущества порта была выведена с его баланса с 2007 года или же находится в залоге под обеспечение кредитов, взятых до 2010 года. «Пока вся документация не будет восстановлена, даже речи не может быть о преобразовании ФГУП ММТП в ОАО, где 100 процентов акций на начальном этапе будет находиться в руках государства», - пояснил Хидиров.

На самом же деле повод к затормаживанию приватизации порта со стороны менеджмента был, скорее, политический. В 2013 году в очередной раз сменилась власть в Дагестане: президент М. Магомедов был отправлен в досрочную отставку. Своего рода отставку от Кремля получил и олигарх Керимов: и за то, что рекомендовал Магомедова, и за свои нереализованные обещания утопить Дагестан в инвестициях, в том числе вывести Махачкалинский порт на приватизацию и докризисные объемы. «До сегодняшнего дня руководству порта так и не удалось достичь докризисных объемов, а вложенные федеральным бюджетом деньги в расширение мощностей, фактически, оказались бессмысленными», - написал «Коммерсант» в начале 2013 года.

На место отставленного Магомедсалама Магомедова в Дагестан пришел Рамазан Абдулатипов. Вернулся из Москвы в республику и Абусупьян Хархаров – он был приглашен новым главой Дагестана на должность вице-премьера. А протеже Керимова – первый вице-премьер дагестанского правительства и гендиректор «Нафты-Москва» Олег Липатов, напротив, вынужден был уйти в отставку и вернуться в Москву.

Отставка олигарха

История с приватизацией порта в 2013 году получила новое развитие. Вице-премьер дагестанского правительства Абдусупьян Хархаров, ранее выступавший против разгосударствления предприятия, вдруг активно выступил «за». Это был удобный момент для Хархарова отодвинуть от участия в акционировании ММТП Керимова и его менеджмент. Позиции олигарха Керимова из наступательных перешли в оборонительные. И в это время у Сулеймана Керимова случаются еще большие проблемы – история с «Уралкалием», когда он чуть не рассорил Россию и ее ближайшего партнера, Белоруссию. В июле 2013 года гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер объявил о решении прекратить экспортные продажи через Белорусскую калийную компанию. Это разрушало картельное ценообразование на рынке калия и вызвало панику на рынках: в течение одного дня крупнейшие калийные компании мира потеряли более 20 млрд. долларов капитализации. В августе В. Баумгертнер был арестован в Минске по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Белорусский президент Александр Лукашенко потребовал от российских властей смены главного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова и даже советовал Владимиру Путину отправить олигарха под стражу. В результате С. Керимов и его бизнес-партнеры продали свои доли в «Уралкалии» Михаилу Прохорову и Дмитрию Мазепину.

По теме

Из-за белорусской истории сенатор-олигарх Керимов оказался в опале. К тому же в Кремле ему припомнили и политическую нелояльность. Якобы, олигарх, являясь членом «Единой России», финансировал ее оппонентов, в том числе на думских выборах.

Но Керимов умеет договариваться… И вот уже в январе 2014 года в своем обращении к Народному собранию Дагестана глава республики Рамазан Абдулатипов сообщил о сотрудничестве со всеми инвесторами, в том числе и с «Нафтой Москва» Сулеймана Керимова. Абдулатипов объявил, что все компании примут участие в развитии столичного аэропорта «Уйташ» и Махачкалинского порта. Мол, это пойдет на пользу всей республике.

Грязная нефть

На балансе «Транснефти» – магистральный трубопровод «Махачкала – Новороссийск». И госкомпания частенько выслушивает претензии от владельцев нефти: в Махачкалу приходит качественный продукт, а на выходе из «трубы» он уже с примесями. Конечно, ей хотелось бы иметь на дагестанском направлении надежного партнера.

Сегодня монополистом по перевалке нефти в порту Махачкалы является компания «Дагнефтепродукт». Как пишет «Кавполит» , руководство «Транснефти» неоднократно выражало недовольство деятельностью «Дагнефтепродукта». «Претензии предъявлялись как качеству нефти, поступающей с его нефтебазы (утверждалось, что в ней высокое содержание воды), так и к стабильности поставок» - пишет издание.

Вероятно, владея этой информацией, Транснефть и ответственные инвесторы могли быть заинтересованы нарушить монополию «Дагнефтепродукта» и построить вблизи Махачкалинского порта собственную нефтеперевалочную базу. В частности, были обнародованы планы о строительстве нового узла учёта, мощностей по хранению 10 млн. тонн нефти и 3 млн. тонн нефтепродуктов в год, железнодорожной эстакаде. Готовые объекты инвесторы предполагали передать в эксплуатацию структурам «Транснефти».

Идею «Транснефти» первоначально (в первой половине 2014 года) поддерживали. Глава госкомпании Николай Токарев высказывался о перспективах участка магистрального нефтепровода «Махачкала – Новороссийск». Мол, в компанию обращаются желающие прокачивать нефть в Новороссийск именно через Махачкалу. В их числе – нидерландская Trafigura, один из крупнейших мировых нефтетрейдеров, которая предложила взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу.

Однако в конце мая этого года в интервью ТАСС глава «Транснефти» был менее оптимистичен. Николай Токарев заявил о неопределенности ресурсов, которые могут переваливаться через порт в Махачкале. Туркменская нефть перекачивается с тех пор, как в отношении Ирана действуют санкции. Казахстанцы предупредили о предстоящем снижении объемов. «Завтра будут сняты санкции с Ирана, и туркменские партнеры уйдут на Нэку, им так удобнее... Казахстанские партнеры сократят объем... Поэтому пока не спешим… пока пять с небольшим миллионов тонн мы через территорию Дагестана в направлении Новороссийска имеем», - сказал Н. Токарев.

Казалось бы, Сулейману Керимову, как основному будущему инвестору Махачкалинского порта, и карты в руки. Однако рано радоваться. Ряд экспертов отмечают, что Керимов – инвестор финансовый, основная задача которого капитализировать актив для его дальнейшей перепродажи. В порту же олигарх, похоже, увяз. Пятый год его менеджеры сидят в Махачкале, но каков результат?

Обещанная реконструкция на средства федерального бюджета не завершена (та, которая должна была «нарастить» объемы общей грузоперевалки до 15 млн. тонн в год). Имеющиеся мощности загружены наполовину (5 млн. тонн в 2014 году против 10,9 млн. тонн проектной мощности). Стратегические вопросы руководство порта адресует власти. В апреле полпред Президента России Сергей Меликов посетил порт, и его гендиректор А. Гаджиев просил помощи по дноуглубительным работам. Говорил о том, «Дагнефтепродукт» и «Транснефь» могли бы расширить свои технические возможности, и тогда у порта откроются новые перспективы.

Сулейман Керимов родился в 1966 году в Дербенте. По национальности лезгин. Член Совета Федерации от Дагестана. Бизнесмен, по данным журнала «Форбс», его состояние оценивается в 3,4 млрд. долларов. Капитал – пакет акций Polyus Gold International (40 процентов). В рейтинге «Богатейшие люди России – 2015» занимает 31 место.

Не получится ли у С. Керимова с Махачкалинским портом также, как с местным футбольным клубом «Анжи»? Сначала – миллиард на развитие, покупку легионеров, реконструкцию спортивной арены. Затем – сокращение бюджета, продажа игроков… «Настроение испортилось» - так говорят в окружении олигарха, когда он бросает очередной проект… Заниматься портом надо тем кто готов не только говорить, но и воплощать идеи в реальность.

Справка

Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) – единственный незамерзающий глубоководный порт России на Каспии. Транспортный узел на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов, также входит в состав международного транспортного коридора «Север – Юг». В порту две гавани – сухогрузная и нефтяная. Перегрузочная мощность сухогрузной гавани – 3 млн. тонн в год (принимает зерно, стройматериалы, лес и др.), нефтяной гавани – 7,9 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год. В порту разгружаются танкеры из Казахстана, Туркмении и с каспийских месторождений «Лукойла». Нефть с танкеров перегружается в емкости нефтебазы «Дагнефтепродукт», а далее поступает в нефтепровод до Новороссийска, откуда вывозится на мировые рынки. Общий грузооборот порта в 2014 году составил около 5 млн. тонн.

В порту имеется железнодорожная и автомобильная паромные переправы. А также – грузовой пункт пропуска через государственную границу России.

Порт является собственностью государства.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2015 15:49
Копировать текст статьи
Комментарии 2
  • Денис Гарбузов 25.06.2016 14:33

    События, развивающиеся вокруг порта попахивают 90-ми, когда решали с позиции грубой силы, что, кому и как будет принадлежать. Надо бы за стол переговоров усаживать ребят, и решать в пользу порта, так чтобы развивался он, а не был площадкой для выставления силы напоказ. Тем более, что Абдулатипов за диалог выступает - при посредничестве фед.властей вполне могли бы договориться.

  • Сергей Фефлов 25.06.2016 16:22

    Я соглашусь с комментарием Дениса. Перед нами очевидное серое рейдерство. Удивителен тот факт,что нынешние крупные бизнесмены,как господин Керимов и Магомедов используют такие методы борьбы за капитал. Все таки время лихих 90 прошло. Все это дерганье за ниточки может привести к развалу предприятия,в конечном счете его по спекулятивной цене его перепродадут.

Еще на сайте
Наверх