В ближайший год может решиться судьба 145-летнего Махачкалинского морского торгового порта, приватизация которого неоднократно откладывалась в течение 10 лет. За право стать собственником единственного незамерзающего российского порта на Каспии борется «главный» дагестанский олигарх – Сулейман Керимов.
Козыри олигарха
На днях сразу две новости могли порадовать олигарха Керимова, чьи интересы к Махачкалинскому порту давно не скрываются.
Во-первых, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) обратилось в Минтранс России с предложением о включении Махачкалинского порта в программу приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы. Об этом стало известно 3 июля в Москве, на коллегии Росморречфлота.
Во-вторых, 8 июля Следственный комитет России сообщил о передаче в суд уголовного дела о мошенничестве бывшего топ-менеджмента Махачкалинского порта. Один из главных фигурантов дела – бывший гендиректор порта Абусупьян Хархаров, противник и его приватизации и лично Сулеймана Керимова.
Наконец, немногим ранее, в конце мая, еще одна новость могла согреть сердце олигарха Керимова: Николай Токарев усомнился в необходимости участвовать в реконструкции порта.
Неужели все препятствия на пути олигарха и сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова на пути к овладению Махачкалинским портом преодолены?
Хархаров и палки в колеса
Российские власти рассматривают вопрос о приватизации Махачкалинского порта более 10 лет. Однако менеджменту Абусупьяна Хархарова, который возглавлял предприятие с 1998 по 2010 годы, это было невыгодно. И, как только порт оказывался в правительственном прогнозном плане на разгосударствление, менеджер старался убедить московских и махачкалинских чиновников в опасности приватизации. Так, в 2005 году на коллегии Счетной палаты РФ было решено обратиться к тогдашнему председателю правительства Михаилу Фрадкову с предложением исключить порт из плана приватизации. Мол, порт является у России единственным незамерзающим на Каспии и поэтому палата рекомендует правительству обеспечить его надлежащим финансированием для реконструкции. После реконструкции от порта ожидали увеличения ежегодного грузооборота до 15 млн. тонн, из которых 10 млн. тонн – нефтяные грузы. История повторилась в 2009 году: в Дагестан прибыл с визитом глава Счетной палаты Сергей Степашин и А. Хархаров вновь убедил его в недопустимости приватизации порта.
Позже Абусупьян Хархаров объяснил свою тогдашнюю позицию: «У нас шла реализация федеральной целевой программы, мы получали деньги из бюджета на модернизацию порта. Если бы мы тогда приватизировали порт, то программа бы прекратилась, а собственных средств… было недостаточно». По данным СМИ, только федеральный бюджет вложил в развитие Махачкалинского порта к 2010 году 1,3 млрд. рублей.
И куда же ушли эти деньги? Как следует из сообщения Следственного Комитета России, ущерб от мошеннических схем в Махачкалинском порту Хархарова, его заместителей, первого замминистра земельных и имущественных отношений республики Алиева, предпринимателя-оценщика Амирова, предпринимателя Рызоглазова составил около 1 млрд. рублей! В деле – несколько эпизодов. Наиболее показательные – похищение трех морских судов с помощью незаконного аукциона, в результате которого сухогрузы «Али Алиев» и «Дагестан», а также нефтерудовоз «Кама», оказались приватизированы и переведены на баланс аффилированных фирм. На счета аффилированных фирм попали средства, полученные портом в виде кредитов и вырученные от продажи недвижимости. (Кстати, на похищенные обвиняемыми суда, благодаря СКР, наложен арест).
Директора, как правило, используют такую программу, чтобы наблюдать за работой своих сотрудников. Например, не простаивает ли водитель, хватает ли ему заказов, равномерно ли распределяется нагрузка между всеми работниками таксопарка.
Все время, что А. Хархаров возглавлял порт, он являлся еще и депутатом Народного собрания Дагестана. И только в 2010-м году, сделав неверную политическую ставку (он рьяно поддерживал кандидатуру президента Муху Алиева на второй срок, тогда как президент Дмитрий Медведев предпочел другого кандидата – Магомедсалама Магомедова), он лишился депутатского мандата и потерял кресло гендиректора ММТП. Но к тому времени, видимо, благодаря программам развития порта, у А. Хархарова уже имелся собственный бизнес – логистическая инвестиционная группа «Сафинат». Как отмечается на сайте бизнесмена, группа занимается в том числе судоремонтом и судостроительством.
Связка Магомедсалам Магомедов - Керимов
Кресло А. Хархарова в порту через некоторое время занял Ахмад Гаджиев – ставленник Сулеймана Керимова.
Считается, что Магомедсалам Магомедов занял кресло главы Дагестана также по протекции олигарха. Именно сенатор от Дагестана Керимов предложил М. Магомедова тогдашнему президенту страны Дмитрию Медведеву в качестве кандидата на пост главы республики. При этом сам олигарх обещал всяческое содействие экономике Дагестана. Как написал в начале 2013 года «Коммерсант», «Кремль надеялся, что связка Магомедов-Керимов, получив карт-бланш на радикальные перемены в республике, если не добьется успеха на почве борьбы с терроризмом, то хотя бы не допустит экономических провалов и социальных выступлений». Компании Керимова заявлялись М. Магомедовым как основные инвесторы в приватизируемые государством активы (аэропорт «Уйташ» и порт в Махачкале). Сулейман Керимов обещал вложить в строительство курортной зоны в Дагестане свыше 1 млрд. долларов.
Вот тогда место гендиректора Махачкалинского порта и досталось его нынешнему гендиректору Ахмаду Гаджиеву, брату депутата Госдумы от Дагестана Магомеда Гаджиева*, который, в свою очередь, дружен с Керимовым.
Компания олигарха «Нафта Москва» начала подготовку порта к приватизации. Но и «прокеримовский» менеджмент не поторопился с переводом федеральной собственности в частную.
В 2013 году первый заместитель гендиректора Махачкалинского порта Мурадхан Хидиров сообщил дагестанскому изданию «Черновик», что для подготовки к приватизации «ещё много чего необходимо сделать». Представитель порта рассказал, что восстанавливается необходимая для полноценной подготовки к приватизации порта документация, которая «была утеряна при смене руководства ММТП или вовсе не существовала». Кроме того, по данным М. Хидирова, большая часть имущества порта была выведена с его баланса с 2007 года или же находится в залоге под обеспечение кредитов, взятых до 2010 года. «Пока вся документация не будет восстановлена, даже речи не может быть о преобразовании ФГУП ММТП в ОАО, где 100 процентов акций на начальном этапе будет находиться в руках государства», - пояснил Хидиров.
На самом же деле повод к затормаживанию приватизации порта со стороны менеджмента был, скорее, политический. В 2013 году в очередной раз сменилась власть в Дагестане: президент М. Магомедов был отправлен в досрочную отставку. Своего рода отставку от Кремля получил и олигарх Керимов: и за то, что рекомендовал Магомедова, и за свои нереализованные обещания утопить Дагестан в инвестициях, в том числе вывести Махачкалинский порт на приватизацию и докризисные объемы. «До сегодняшнего дня руководству порта так и не удалось достичь докризисных объемов, а вложенные федеральным бюджетом деньги в расширение мощностей, фактически, оказались бессмысленными», - написал «Коммерсант» в начале 2013 года.
На место отставленного Магомедсалама Магомедова в Дагестан пришел Рамазан Абдулатипов. Вернулся из Москвы в республику и Абусупьян Хархаров – он был приглашен новым главой Дагестана на должность вице-премьера. А протеже Керимова – первый вице-премьер дагестанского правительства и гендиректор «Нафты-Москва» Олег Липатов, напротив, вынужден был уйти в отставку и вернуться в Москву.
Отставка олигарха
История с приватизацией порта в 2013 году получила новое развитие. Вице-премьер дагестанского правительства Абдусупьян Хархаров, ранее выступавший против разгосударствления предприятия, вдруг активно выступил «за». Это был удобный момент для Хархарова отодвинуть от участия в акционировании ММТП Керимова и его менеджмент. Позиции олигарха Керимова из наступательных перешли в оборонительные. И в это время у Сулеймана Керимова случаются еще большие проблемы – история с «Уралкалием», когда он чуть не рассорил Россию и ее ближайшего партнера, Белоруссию. В июле 2013 года гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер объявил о решении прекратить экспортные продажи через Белорусскую калийную компанию. Это разрушало картельное ценообразование на рынке калия и вызвало панику на рынках: в течение одного дня крупнейшие калийные компании мира потеряли более 20 млрд. долларов капитализации. В августе В. Баумгертнер был арестован в Минске по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Белорусский президент Александр Лукашенко потребовал от российских властей смены главного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова и даже советовал Владимиру Путину отправить олигарха под стражу. В результате С. Керимов и его бизнес-партнеры продали свои доли в «Уралкалии» Михаилу Прохорову и Дмитрию Мазепину.
В столице Дагестана жилую многоэтажку начали строить на участке земли, не спросив разрешения у его хозяйки. Документы о продаже этой территории оказались фальшивыми.
Из-за белорусской истории сенатор-олигарх Керимов оказался в опале. К тому же в Кремле ему припомнили и политическую нелояльность. Якобы, олигарх, являясь членом «Единой России», финансировал ее оппонентов, в том числе на думских выборах.
Но Керимов умеет договариваться… И вот уже в январе 2014 года в своем обращении к Народному собранию Дагестана глава республики Рамазан Абдулатипов сообщил о сотрудничестве со всеми инвесторами, в том числе и с «Нафтой Москва» Сулеймана Керимова. Абдулатипов объявил, что все компании примут участие в развитии столичного аэропорта «Уйташ» и Махачкалинского порта. Мол, это пойдет на пользу всей республике.
Грязная нефть
На балансе «Транснефти» – магистральный трубопровод «Махачкала – Новороссийск». И госкомпания частенько выслушивает претензии от владельцев нефти: в Махачкалу приходит качественный продукт, а на выходе из «трубы» он уже с примесями. Конечно, ей хотелось бы иметь на дагестанском направлении надежного партнера.
Сегодня монополистом по перевалке нефти в порту Махачкалы является компания «Дагнефтепродукт». Как пишет «Кавполит» , руководство «Транснефти» неоднократно выражало недовольство деятельностью «Дагнефтепродукта». «Претензии предъявлялись как качеству нефти, поступающей с его нефтебазы (утверждалось, что в ней высокое содержание воды), так и к стабильности поставок» - пишет издание.
Вероятно, владея этой информацией, Транснефть и ответственные инвесторы могли быть заинтересованы нарушить монополию «Дагнефтепродукта» и построить вблизи Махачкалинского порта собственную нефтеперевалочную базу. В частности, были обнародованы планы о строительстве нового узла учёта, мощностей по хранению 10 млн. тонн нефти и 3 млн. тонн нефтепродуктов в год, железнодорожной эстакаде. Готовые объекты инвесторы предполагали передать в эксплуатацию структурам «Транснефти».
Идею «Транснефти» первоначально (в первой половине 2014 года) поддерживали. Глава госкомпании Николай Токарев высказывался о перспективах участка магистрального нефтепровода «Махачкала – Новороссийск». Мол, в компанию обращаются желающие прокачивать нефть в Новороссийск именно через Махачкалу. В их числе – нидерландская Trafigura, один из крупнейших мировых нефтетрейдеров, которая предложила взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу.
Однако в конце мая этого года в интервью ТАСС глава «Транснефти» был менее оптимистичен. Николай Токарев заявил о неопределенности ресурсов, которые могут переваливаться через порт в Махачкале. Туркменская нефть перекачивается с тех пор, как в отношении Ирана действуют санкции. Казахстанцы предупредили о предстоящем снижении объемов. «Завтра будут сняты санкции с Ирана, и туркменские партнеры уйдут на Нэку, им так удобнее... Казахстанские партнеры сократят объем... Поэтому пока не спешим… пока пять с небольшим миллионов тонн мы через территорию Дагестана в направлении Новороссийска имеем», - сказал Н. Токарев.
Казалось бы, Сулейману Керимову, как основному будущему инвестору Махачкалинского порта, и карты в руки. Однако рано радоваться. Ряд экспертов отмечают, что Керимов – инвестор финансовый, основная задача которого капитализировать актив для его дальнейшей перепродажи. В порту же олигарх, похоже, увяз. Пятый год его менеджеры сидят в Махачкале, но каков результат?
Обещанная реконструкция на средства федерального бюджета не завершена (та, которая должна была «нарастить» объемы общей грузоперевалки до 15 млн. тонн в год). Имеющиеся мощности загружены наполовину (5 млн. тонн в 2014 году против 10,9 млн. тонн проектной мощности). Стратегические вопросы руководство порта адресует власти. В апреле полпред Президента России Сергей Меликов посетил порт, и его гендиректор А. Гаджиев просил помощи по дноуглубительным работам. Говорил о том, «Дагнефтепродукт» и «Транснефь» могли бы расширить свои технические возможности, и тогда у порта откроются новые перспективы.
Сулейман Керимов родился в 1966 году в Дербенте. По национальности лезгин. Член Совета Федерации от Дагестана. Бизнесмен, по данным журнала «Форбс», его состояние оценивается в 3,4 млрд. долларов. Капитал – пакет акций Polyus Gold International (40 процентов). В рейтинге «Богатейшие люди России – 2015» занимает 31 место.
Не получится ли у С. Керимова с Махачкалинским портом также, как с местным футбольным клубом «Анжи»? Сначала – миллиард на развитие, покупку легионеров, реконструкцию спортивной арены. Затем – сокращение бюджета, продажа игроков… «Настроение испортилось» - так говорят в окружении олигарха, когда он бросает очередной проект… Заниматься портом надо тем кто готов не только говорить, но и воплощать идеи в реальность.
Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) – единственный незамерзающий глубоководный порт России на Каспии. Транспортный узел на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов, также входит в состав международного транспортного коридора «Север – Юг». В порту две гавани – сухогрузная и нефтяная. Перегрузочная мощность сухогрузной гавани – 3 млн. тонн в год (принимает зерно, стройматериалы, лес и др.), нефтяной гавани – 7,9 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год. В порту разгружаются танкеры из Казахстана, Туркмении и с каспийских месторождений «Лукойла». Нефть с танкеров перегружается в емкости нефтебазы «Дагнефтепродукт», а далее поступает в нефтепровод до Новороссийска, откуда вывозится на мировые рынки. Общий грузооборот порта в 2014 году составил около 5 млн. тонн.
В порту имеется железнодорожная и автомобильная паромные переправы. А также – грузовой пункт пропуска через государственную границу России.
Порт является собственностью государства.
- *
- Магомед Гаджиев внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
События, развивающиеся вокруг порта попахивают 90-ми, когда решали с позиции грубой силы, что, кому и как будет принадлежать. Надо бы за стол переговоров усаживать ребят, и решать в пользу порта, так чтобы развивался он, а не был площадкой для выставления силы напоказ. Тем более, что Абдулатипов за диалог выступает - при посредничестве фед.властей вполне могли бы договориться.