// // На уникальном предприятии вскрыты факты растраты, воровства и госизмены?

На уникальном предприятии вскрыты факты растраты, воровства и госизмены?

4113

Дагдизель: принудительный банкрот

В разделе

В расследовании известного журналиста Марата Хайруллина, посвященному легендарному заводу Дагдизель, приводятся сенсационные факты, которые свидетельствуют о тяжелой болезни нашего военно-промышленного комплекса.

Кто заказал наезд?

Завод Дагдизель это уникальное предприятие – достаточно сказать, что на сегодняшний день это единственный серийный производитель торпед в России. Вот что пишут американцы о наших торпедах: Пожалуй, самые опасные торпеды, с которыми могут столкнуться ВМС (США), — торпеды российского производства с акустической активной системой наведения по кильватерному следу, имеющие исключительные характеристики…

Однако сегодня единственный производитель этих исключительных торпед находится в предбанкротном состоянии. И даже больше – с 2008 года завод не выполнил ни одного крупного заказа Минобороны, хотя регулярно продолжает получать деньги от государства и заключать все новые и новые договора. Ситуация напоминает какой то бег по кругу: контракт, деньги, срыв заказа, контракт, деньги, срыв заказа… Причем даже чисто формально бегают по кругу одни и те же личности – люди стоящие много во главе завода с 2010 года. Собственно о том почему и как это происходит, и самое главное куда деваются деньги, и посвящено это расследование.

Несколько недель назад в федеральной вдруг прессе появились материалы о «Дагдизель». В частности неизвестные авторы довольно туманно пытались рассуждать на тему, того что единственный на сегодняшний день, серийный производитель боевых торпед для российского флота, подвергается не много ни мало, а «рейдерской» атаке. Причем, кто именно пытается не законными методами захватить завод не говорится, зато подробно пишется о конфликте между заводом и головной организацией, в которую входит завод - Концерн «Гидроприбор». Здесь интересная подробность – данный текст полностью основан на старых публикациях, и эти статьи в прошлом по странному стечению обстоятельств выходили как раз накануне очередного собрания акционеров Дагдизеля. И нынешний «наезд» не стал исключением – на 24 июня 2015 назначено очередной собрание акционеров Дагдизеля, которое в прямом смысле призвано изменить судьбу данного предприятия.

Суть этого события в следующем. Завод Дагдизель является акционерным обществом. Акции поделены следующим образом. 38 процентов через концерн «МПО-Гидроприбор», согласно Указу президента Путина, принадлежит государству (это в абсолютном выражении 51 процент голосующих акций). 37 процентов акций находится в собственности коллектива. Еще 25 акций являются привилегированными. Ими голосовать согласно действующему положению нельзя. То есть формально – решающее слово на Дагдизеле должно принадлежать государству. Однако существует небольшая лазейка – если завод не выплачивает дивиденды на акции, то этим привилегированным пакетом можно голосовать на собрании акционеров. И голосует этим пакетом как правило действующий менеджмент завода. Вот собственно это и есть суть конфликта. Дивиденды понятное дело с 2008 года не выплачивается и соответственно государство ничего не могло решать на предприятии.

Но в марте нынешнего года было принято решение на уровне премьер-министра Рогозина, об увеличении доли государства. И завод Дагдизель вместе концерном «МПО-Гидроприбор» передали в Госпредприятие Концерн «Тактико-ракетное вооружение». И тот кто стоит за подобными публикациями видимо очень заинтересован в сохранении прежнего положения дел, когда завод фактически был доведен до банкротства. И можно предположить, что 24 июня будет предпринята очередная попытка подтасовки результатов выбора собрания. Опять в Совет директоров ОАО «Завод «Дагдизель» будут протаскиваться как минимум 6-7 человек лояльных нынешнему руководству предприятия. Как это может произойти? А например так же как в прошлые годы. Вот что рассказывает об этих событиях мой источник на заводе. Но прежде чем дать ему слово, небольшая оговорка – поскольку речь идет о ВПК, и часть материалов на которые я опираюсь имеет гриф секретно, я вынужден скрывать данные моих собеседников. В том числе и потому что на заводе сейчас работают спецслужбы и эти показания могут лечь в основу сразу нескольких уголовных дел. Но тем не менее в распоряжении редакции есть все документы, подтверждающие версию моего собеседника. Итак как происходили собрания акционеров в 2014 году по итогам предыдущего года:

По теме

-Игнорируя Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. на протяжении 8 лет, руководство завода не хочет сотрудничать с Концерном «МПО-Гидроприбор» и конфликтует с ним, что приносит большой ущерб для предприятия и для Минобороны России в целом. Собрания акционеров проводятся с большими нарушениями, подтасовывая бюллетени (они не отсылаются акционерам под роспись, а подделывают на предприятии). Этим они держат контроль над предприятием сохраняя 6-7 человек своих в совете из 11, и пользуясь большинством в совете не подчиняются Концерну

- По моим данным в этом году собрание планируется провести по такой же схеме – говорит мой собеседник – На заводе организовано 10-12 групп по 15-20 рабочих. Среди них распределяются бюллетени неработающих, они ходят по адресам и собирают подписи за кандидатуры, выгодные нынешней администрации завода. Если бюллетени голосуют и подписывают за кандидатуру, не выгодную администрации завода, этот бюллетень уничтожается, печатается новый бюллетень, подделывается подпись и отдают голоса за нужных им кандидатов. Кроме того по моим данным, подделывается подписи и голоса в бюллетенях акционеров, которых нет в городе, кто против голосования, поменявших место жительства. Группа агитаторов подделывает подписи и голоса в бюллетенях также таких акционеров, которых сократили, уволили, им не платят дивиденды, зная, что они против действующего руководства завода или просто не хотят голосовать.

Я подчеркиваю, что эти оперативные данные переданы в спецслужбы и сейчас проверяются. Но остается главный вопрос: очевидно что все это предпринимается в интересах нынешнего руководства завода, которые хотят остаться у руля. Но вопрос – зачем им все это, какова так сказать цена вопроса? И собственно об этом мы и поговорим сейчас – о том до какого состояния был доведен уникальный завод предыдущим менеджментом.

Контракты без торпед

Несколько лет назад на Дагдизеле разгорелся грандиозный скандал. Выяснилось, что в период с 2007 по 2011 год ОАО «Завод «Дагдизель» при изготовлении электрических торпед УСЭТ-80 использовал устаревшие покупные комплектующие 1985-х годов изготовления, поступающих от изготовителя ОАО «ТНК «Дастан» г. Бишкек, путем мошеннических схем. Но в открытой печати так и не появились подробности расследования этих дел. Мы постараемся восполнить этот пробел.

Схема выглядела примерно следующим образом. С 2004 по 2006 г.г. открытым акционерным обществом «Завод «Дагдизель» были получены на утилизацию торпеды УСЭТ-80 в количестве 146 шт. 1982-1984 годов изготовления (Акт утилизации имущества полученного от в/ч 62758 находится в распоряжении редакции). На самом же деле эти изделия не утилизировали, а разобрали и оставили на хранение в ОАО «Завод «Дагдизель».

Вместо утилизации аппаратурные модули торпед, отвечающие за наведение на цель, в количестве 55 шт. были нелегально отправлены в Киргизию

По документам аппаратурные модули так и не дошли ни до ОАО «ТНК «Дастан», ни до войсковой части 87366 ВМФ России. В действительности же они нелегально, без сопроводительных документов поступили на предприятие-изготовитель ОАО «ТНК «Дастан», были отремонтированы и отгружены на ОАО «Завод «Дагдизель» под видом вновь изготовленных, в рамках государственных контрактов 2007-2011 г.г. по завышенным, договорным с потребителем (ОАО «Завод «Дагдизель»), ценам.

При этом новая цена аппаратурных модулей составила за штуку до 3 млн. 500 тыс. рублей. Проводившиеся проверки и экспертизы Северо-западного криминалистического центра МВД РФ г. Санкт-Петербург по обращениям ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» подтвердили факт перебивки номеров на корпусах АМ, отсеках торпед, гребных винтах, валах двигателей и перебивки годов изготовления на новые: 2007-2011гг. В действительности же, в нарушение условий государственных контрактов, электронно-компонентная база этих аппаратурных модулей оказалась 1982-1986гг. изготовления. Также выявилось использование двигателей торпед ДП-31У, снятых с изделий…, предназначенных к утилизации.

По теме

Таким образом, за период с 2007г. по 2011г. ОАО «Завод «Дагдизель» изготовил и поставил по Государственным контрактам порядка более 100 штук торпед УСЭТ-80 с применением устаревших комплектующих 1980-х годов изготовления. При этом срок службы торпед в соответствии с технической документацией и условиями Государственных контрактов, заключенных Минобороны России с ОАО «Завод «Дагдизель» составляет 18 лет с момента приема-передачи товара Потребителям (войсковым частям ВМФ России).

Также, в 2008 г. проверкой Главной военной прокуратурой установлено, что при производстве документальной ревизии вышеперечисленное имущество (аппаратурные модули торпед АМ 2503.080.007) в в/ч 87366 не обнаружено и оприходованным не значится!

А теперь самое интересное, в распоряжении редакции находится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – где перечисляются вот эти все факты, подтверждается, что предприятие поставило заведомый контрафакт на флот, в боевые части и тем не менее… оснований для возбуждения уголовного дела нет! И знаете что самое страшное – этими торпедами должны были вооружаться новейшие наши подводные лодки проекта Ясень. Как будто взрыва Курска нам было мало!

Время Гордина

Но как выясняется, вышеперечисленная схема это были только цветочки. В 2010 году с приходом нового генерального директора Гордина Г. В., бывшего начальника 874 военного представительства Минобороны России, отвечающее за госприемку продукции Дагдизеля, ситуация на заводе стала стремительно ухудшаться. Нужно сказать, что даже чисто умозрительно, господин Гордин который так или иначе участвовал в вышеперечисленных схемах, так как мимо него эти документы просто не могли пройти. Так как именно он отвечал за госприемку этих торпед! Здесь мы публикуем часть переписки между заводом и головным концерном, из которого ясно что на заводе были в курсе этого контрафакта, а следовательно был в курсе и Гордин. И вот такой человек приходит руководить заводом.

Тем не мене в 2011 году завод заключил контракт с Министерством обороны на 3 года на 5 млрд. рублей. При этом цены на изделия согласовали такие, что каждый год предприятие несло убытки в сумме 240 млн. рублей.

-Тогдашнее руководство предприятия: председатель Совета директоров Ильясов Р.З., генеральный директор Гордин Г. В., коммерческий директор Шейхов Н. Ш., директор по экономике и финансам Селимов К. С., с моей точки зрения, прекрасно знали о том, что заводы-поставщики не в состоянии в срок изготовить комплектующие к изделиям. Зная заведомо, что Государственный Контракт в той редакции, в которой он был составлен, невыполним, они тем не менее, подписали его с целью получения финансовых средств, что в итоге привело к срыву контракта, убыткам и огромным штрафам.– утверждает мой собеседник - В контракте были поставлены жесткие условия, чтобы комплектующие были изготовлены не ранее 2010г. И чтобы выйти из этой щекотливой ситуации, они предприняли следующую комбинацию. На заводе находились двигатели ДП31У 1990-х годов с утилизированных изделий которые завод хотел применить в контракте. И они вновь пытаются поставить старые двигатели на торпеды которые предназначены для оснащения подводных лодок, несущих боевое дежурство! Во второй раз, как будто их и не ловили с поличным уже на этом же самом!

В 2011 году был получен аванс в размере 1 млрд. 300 млн. рублей для изготовления и поставки первой партии - 40 изделий на общую сумму 1 млрд. 600 млн. рублей. Поставку продукции по этому контракту завод так и не выполнил.

В мае 2012г. – проверка группой СК России, ФСБ и МВД по этому контракту выявлено использование старых комплектующих, перебивка номеров на узлах и деталях, нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того выявлены нарушения при подготовке и проведении собрания акционеров путем фальсификации подписей на бюллетенях. Официально было подтверждено, что совет директоров ОАО сформирован из руководящего состава ОАО, без включения представителей Концерна, Минпромторга и ВПК. Что и привело к указанным нарушениям. То есть вновь этих людей поймали с поличным! Но вновь никакой реакции – как ни в чем ни бывало указанные люди продолжают трудится на заводе. Правда теперь место генерального директора занял персонаж по фамилии Ильясов, а Гордин как ни в чем ни бывало трудится на должности коммерческого директора и по прежнему подписывает все основные документы и контракты завода.

По теме

Время интернет провайдера Ильясова

В 2012 году руководителем на завод пришёл председатель Совета директоров Рауль Ильясов, очень далекой от специфики завода и производственных процессах. Достаточно сказать, что Ильясов многие годы руководил небольшим муниципальным предприятием, которое прокладывало оптоволокно по республике. С его приходом ситуация на ОАО «Завод «Дагдизель» стала еще хуже: полностью прекращено дизельное производство, в 2013 году завод собрал всего 12 дизелей, в прошлом году 8. При этом на каждый второй двигатель получены рекламации.

- Достаточно сказать, что Ильясов на протяжении всего своего срока руководства появлялся на заводе от силы два раза в неделю на несколько часов. О чем тут говорить?

На протяжении 2011-2013 года ОАО «Завод «Дагдизель» получал договора и контракты на изготовление дизелей, дизельной продукции и зап. частей для дизелей порядка 160-200 шт. в год из которых выполнялось всего 8-10%. В 2014 году изготовление дизельной продукции прекращено - говорит мой собеседник – А в этом году с учетом, что теперь Украина перестала поставлять в Россию двигатели, заказ только по этой номенклатуре вырос в два три раза.

Так в 2015г. Индия обратилась на предприятия с просьбой о необходимости приобретения 300 шт. дизелей и агрегатов, Вьетнам – 100 шт., и это были лишь первые ласточки. То есть завод только на этой продукции мог подняться и процветать, но завод отказал в связи с невозможностью выполнения заказов. Кроме того, на заводе производилось 4 -5 наименований товара ТНП. Они так же были полностью закрыты в прошлом году, из-за этого работу потеряло большое количество сотрудников предприятия и которые якобы ушли по собственному желанию . Последние три месяца на заводе уже не платят зарплату.

Однако вернемся к военным контрактам. В 2012 году с приходом Ильясова Р. З. на должность генерального директора вновь была сорвана поставка 40 торпед на сумму 1 млрд. 600 млн. рублей. Также не были выполнены контракты 2011 и 2012 годов..

За невыполнение Госзаказа в ноябре 2012 года был расторгнут по требованию Минобороны контракты 2011-2012. ОАО «Завод «Дагдизель» остался должен Министерству Обороны по расторгнутому контракту 2 млрд. 700 млн. рублей. Только за 2011 год предъявлены штрафные санкции за невыполнение обязательств по Госконтракту и использование бюджетных средств на сумму 342 млн. рублей.

Казалось бы, что от коллапса завод ничего не спасет, но в 2013 году Дагдизелю крупно повезло. Не думаю, что когда-нибудь напишу такие строчки – но факт остается фактом: в 2013 году главой Дагестана становится Рамазан Абдулатипов, который видимо не был в курсе состояния предприятия и он буквально спасет завод от банкротства. Абдулатипову удается лично добиться перезаключения контракта на 2013-2014 г. на изготовление 120 шт. изделий. Используя задел комплектующих изготовленных и приобретенных в 2011-2013 годах, завод с большим трудом выполнил контракт 2013 года в количестве 40 штук.

-Но 25 ноября 2014 года завод по этому контракту должен был отгрузить МО 80 изделий (торпед). В итоге отгрузил 17 в неполной комплектации. Для их изготовления необходимо 88 комплектов покупных с предприятий г. Киева и г. Бишкека. На данное время комплектующих получено с Киева 30 % и с Бишкека 60 %. И производство комплектующих собственного производства на 60% – утверждает мой источник. Самое интересное, что при отсутствии денег на покупку комплектующих с Киева, завод производит ремонт столовой на сумму 25 млн. рублей.

То есть и этот контракт, полученный буквально чудом, оказался сорванным – менеджмент завода в прямом смысле подставил главу Дагестана Р. Абдулатипова.

Время стервятников

Вместо эпилога

В итоге расплата наступила в декабре 2014 года. На 370 млн. руб. штрафных санкций к предприятию в службе судебных приставов РФ по РД в пользу МО РФ, принято решение суда, вступившее в законную силу, об уплате штрафа в размере 340 млн. руб. по налогам, имеется кредит на сумму 260 млн. рублей. В соответствии с ежеквартальным отчетом опубликованном ОАО «Завод «Дагдизель» общий размер кредиторской задолженности составляет 4 млрд. 108 млн. рублей. Заблокированы все счета, наложен арест на все имущество предприятия (готовые изделия ТНП, инфраструктуру и т. д).

По теме

Знаете, уважаемый читатель какой у меня напрашивается вывод, даже исходя из этих фактов – завод все эти годы мог спокойно работать и процветать, обеспечивая работой и хорошей зарплатой минимум пять тысяч дагестанцев. Но в итоге мы имеем что имеем. Кому это нужно было?

-А здесь не все так просто – говорит в ответ этот вопрос мой собеседник – С моей точки зрения, команда Гордина-Ильясова все эти годы очень умно и скрытно вела уникальный завод к банкротству. Цель – объекты соцкультбыта, расположенные на берегу моря. Всего более ста гектаров. Знаете – ведь именно эти объекты и оказались в залоге по упомянутому кредиту, из-за которого завод и обанкротили.

Более того, по словам моего собеседника распродажа завода уже идет полным ходом. На протяжении последних 5 лет заводом не приобретено ни одного оборудования, ни одного станка, не трудоустроены молодые специалисты. В течении 2013 года были распроданы за бесценок станки и оборудование предприятия. В прошлом году завод лишился так называемого – мобилизационного резерва, стратегического запаса цветных металлов и необходимых для предприятия производственных материалов. Это настоящее преступление – и до сих пор не известно куда он пропал. Практически 85% оборудования имеющегося на ОАО «Завод «Дагдизель» устарело и не обновляется. При этом все подъездные пути на заводе забиты пустыми вагонами из под цемента и стройматериалов – территория секретного оборонного завода открыто используется как стоянка для пустых вагонов. Функционируют в основном 3-4 цеха, работающие на оборонку, остальные цеха простаивают.

- При этом с приходом команды Ильясова на завод практически были прекращены все деловые, производственные отношения с ОАО «Концерн «МПО-Гидроприбор», одним из ведущих институтов по разработке изделий для МО РФ. – говорит мой собеседник - Неоднократные предложения ОАО «Концерн «МПО-Гидроприбор» о взаимном сотрудничестве, выполнении Гос. контракта и разработке и изготовлении новых изделий были отвергнуты ОАО «Завод «Дагдизель» в категоричной форме. И лишь с середины 2014 г. под давлением Мин. Обороны завод Дагдизель начал сотрудничать с Концерном. Поэтому у всего коллектива предприятия и акционеров завода и правда складывалось ощущение, что новое руководство ОАО «Завод «Дагдизель» ведет к искусственному банкротству одно из крупнейших предприятий России по производству морского вооружения, являющимся единственным изготовителем спец. изделий для МО РФ. Этим людям не нужна не Родина, ни ее защита – им интересны только деньги. И вот теперь сами посудите, что на этом фоне появляются вот такие публикации – то есть эти люди не боятся даже прямого вмешательства Москвы. Не смотря на то, что сейчас предпринимаются по настоящему титанические усилия спасти хоть что-нибудь, эти люди продолжают гнуть свою линию. Настоящие стервятники, что тут сказать.

Сейчас ситуация на Дагдизеле начинает меняться, как я уже говорил на завод пришли специалисты Концерна ТРВ и завод «Дагдизель» предложил программу оздоровления. Правду очень жесткую – сокращать будут все, что только можно, для сохранения уникального производства. Однако как мы видим люди которые уже приговорили завод к уничтожению не собираются сдаваться. И это еще не конец истории – в этой статье я не прояснил роль Министерства обороны во всех этих событиях, не рассказал как через подставные фирмы миллионы уходили на сторону. И об очень не однозначных планах нынешнего руководства Дагестана в отношении завода. А значит продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.06.2015 12:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх