Версия // Бизнес // «Сбербанк» вязнет в проблемах

«Сбербанк» вязнет в проблемах

8940

Подмоченная репутация «Сбербанка»


http://en.wikipedia.org
В разделе

В редакцию «Нашей версии на Кавказе» пришло письмо от читателя. И снова в центре внимания - один из крупнейших банков страны и его дагестанский филиал. «Когда закончится сбербеспредел?» - вопрос, который красной нитью проходит через все повествование. И действительно, когда?

Обратимся к общей оценке ситуации в дагестанском подразделении «Сбербанка», следующей из письма читателя с инициалами И.П. «Самое печальное в разрушительной эпопее финансовой системы региона — низкий уровень компетенции высшего руководство ведущего банка России. Герман Греф начал свою «ссылку» из Правительства с жесткого «выпиливания» топ-менеджмента «Сбербанка». В итоге дагестанское подразделение лихорадит не первый год, а кадровая чехарда постоянно набирает обороты».

Судя по очередной волне критики, с глаз жителей Дагестана понемногу начинает спадать пелена. На то, что один из крупнейших банков России прозябает в проблемах и противоречиях, «Наша версия» неоднократно обращала внимание.

Казалось бы, после публичных, громких скандалов, негативно влияющих на реноме «Сбербанка», команде управленцев следовало бы действовать грамотно и взвешенно. Но, увы, свежая ситуация с жестким кадровым прессингом, иллюстрирует обратное. Вот очередные управленческие эксперименты советника председателя Юго-Западного банка Х. Джамалова. «С тех пор, как он оказался у руля дагестанского подразделения Сбербанка, поток увольнений не иссякает. Людей можно понять. В прошлом году банковских работников в конце рабочего дня буквально выгоняли с работы». Под дулами автоматов АК-74! По какой причине организуют такие устрашающие акции, естественно, не объяснялось. Людей унижали не только страхом, но и дискомфортом. В ряде офисов отделения не было даже… туалетов. Управленцы эти неудобства называли «временными», ссылаясь на нехватку средств. Тогда у банковских служащих складывалось мнение, что основная цель нового руководства – выжать для себя максимальную прибыль, сэкономив на комфорте подчиненных.

При этом новые боссы демонстрировали «творческий подход» к делу, и видимость, что настроения коллектива им небезразличны. «Одно время в офисах у каждого окошечка развешивали листочки со смайликами («радостный» и «недовольный»). При выходе их нужно было бросать в урну для голосования, на которой красовался лозунг «Нам важно ваше мнение!». Первое время было немного «грустных» стикеров. А потом полностью исчезли «счастливчики», ибо клиенты стали изливать на сотрудников свое негодование». Вот такая организационная работа и «креативный» менеджмент, где форма идет вразрез с содержанием.

О профессиональных брешах одного из крупнейших банков страны слагают легенды. И не только в Дагестане, но и в других регионах. Если прописать в любом поисковике интернета «Сбербанк - плохая работа», то вы получите около 415 000 активных ссылок. Технический сбой в личном кабинете он-лайн программы, необоснованная блокировка счета, пустующие терминалы в выходные дни, банкомат, зажевавший деньги – тихие рядовые жалобы, которые сливаются в громкий ропот недовольства. Причем в некомпетентности организацию упрекают и клиенты, и сотрудники.

По теме

Вот комментарий сотрудницы одного из филиалов «Сбербанка» Анастасии Стаф: «Хочу обратить внимание, что на должность руководителя отделения зачастую назначаются абсолютно некомпетентные люди. Я уже три года работаю консультантом в «Сбербанке». Весь день - на ногах. За три года работы получила варикоз, проблемы со спиной, нервное истощение. Взять хотя бы продажу онлайн-продуктов, которые мы, используя весь арсенал уловок, всячески навязываем клиентам. Не секрет, если не справишься с планом - ожидай прессинг руководства. Такой у них подход к подчиненным. Я постепенно деградирую, интерес к работе потерян, мотивации нет, работоспособность хромает, план не выполняется. Просила руководителя перевести меня на другую должность. Но получила в ответ: «Стань эффективной, тогда и рассчитывай на повышение». Я постаралась. Мне говорят: «У тебя всё получается, мы можем тебя повысить». Обращаюсь в отдел кадров за новой вакансией. А там разводят руками - не было команды сверху, и отфутболивают меня обратно к руководству».

На сайте banki.ru «Сбербанк» имеет среднюю оценку в 1,6 балла. При таком народном мнении о своей деятельности глава любого коммерческого банка наверняка задумался бы о собственной эффективности. Что-что, а этот «трендовый» термин управленцы усвоили на «отлично», правда, декларируя его по любому поводу, суть настоящей эффективности нещадно девальвируется. Особенно у тех, кто трубит о ней на каждом шагу.

Впрочем, вернемся к письму. ««Сбербанк» допускает достаточно много нарушений, и это — тяжелая проблема. То, что Председатель Банка России является одновременно председателем наблюдательного совета «Сбербанка», вызывает конфликт интересов, а контроль за «Сбербанком» становится неполноценным. Это позволяет некоторым филиалам неплохо зарабатывать на своих клиентах, дискредитируя всю организацию в целом. Историями о том, как «Сбербанк» умеет зарабатывать на своих клиентах, пожалуй, можно было бы обновить бендеровский фолиант «40 способов сравнительно честного отъёма денег».

О подобном «зарабатывании» повествует один из любопытных фактов. Несколько лет назад в УФАС России обратились жители города Кирсанова Тамбовской области. Они заявили, что при попытке снять деньги со своих счетов в местном отделении «Сбербанка», тот удержал в свою пользу комиссионное вознаграждение в размере 1% от суммы. Примечательно, но в договорах вкладчиков с банком не было условия об уплате комиссии за выдачу наличных средств. В результате ревизоры УФАС пришли к выводу, что действия «Сбербанка», в силу своего гигантского масштаба занимающего доминирующее положение на рынке услуг по открытию и ведению банковских счетов в Тамбовской области, ущемляют интересы клиентов и противоречат антимонопольному законодательству. Впрочем, «ущемляют» – это мягко сказано. Фактически людей, которые пришли в кассу забрать свои собственные деньги, заставляли ещё и платить за это! Неплохой бизнес, да? Однако разыгравшиеся аппетиты финансистов все-таки умерили. В июле прошлого года Верховный суд России признал правоту антимонопольщиков, и «Сбербанку» осталось лишь подчиниться.

Для полноты картины приведем ещё одну историю. Середина 2014 года, июль, в разгаре период отпусков. В это время на Урале «Сбербанк» в одностороннем порядке меняет тарифы и условия предоставления услуг. В частности, для владельцев карт «Социальная» вводится лимит на снятие наличных – за день в банкомате можно получить не более 50 тыс. рублей. Точнее – можно и больше, но тогда за превышение лимита придётся заплатить комиссию в размере 0,5% от суммы. Спектакль тот же, действие второе: хочешь получить свои кровные – заплати. Наконец, в дело вмешивается Роспотребнадзор, который довольно быстро (ещё бы, ведь всё налицо!) устанавливает: карта – лишь инструмент для расчётов и проведения операций с денежными средствами, находящимися на счёте клиента, потому банк не вправе ограничивать право гражданина свободно распоряжаться собственными финансами.

Заметим, в основном, судятся со «Сбербанком» государственные ведомства. Оно и понятно – не каждый гражданин решится из-за тысячи-другой вступать в долгую судебную битву с гигантом, на стороне которого сотни квалифицированных юристов. Тем не менее, мощная судебная карусель набирает обороты. Только с начала марта 2015г. зафиксировано 325 дел, по которым «Сбербанк России» является ответчиком! За это же время банк зарегистрировал 908 (!) дел, по которым он выступает истцом. Представляете, какая машина крутится в арбитражных судах! Примечательно, но эта статистика не учитывает дела Сбербанка против физических лиц, материалы третейских судов, проблемные кредиты и залоги, которые могут передаваться банком сторонним компаниям.

По теме

Удивительно, но при потоке обоснованной критики, ощутимым ударам по имиджу официальным лицам «Сбербанка» как-то удается «держать лицо» и позиционировать себя как «самый надежный банк страны».

Между тем, 11 месяцев прошло со скандального происшествия в дополнительном офисе «Сбербанка» в дагестанском селе Касумкент. Камеры видеонаблюдения, установленные в офисе, зафиксировали, как сотрудник банка Зейдуллах Ахадуллаев, сгружает в автомобиль 180 миллионов рублей наличными и уезжает в неизвестном направлении. Более того, на следующий день стало понятно, что человек с деньгами исчез, и специальная комиссия из головного офиса в Махачкале срочно прибыла в Касумкент. Было установлено, что помимо крупного хищения, в офисе допустили недостачу примерно в 70 миллионов рублей и около 90 тысяч долларов! По предварительным оценкам банка, в целом пропало более 256 миллионов рублей. Но самое потрясающее в этой истории - позиция «Сбербанка», который всеми силами пытается скрыть этот факт. Через две недели после резонансного инцидента прошла пресс-конференция Председателя Северо-Кавказского банка «Сбербанка России» г-на Золотарева. Корреспондент «Нашей Версии» задал вопрос о ситуации с расследованием этого хищения века. И получил «сокрушительный» ответ: тот, кто пытается придать огласке это дело, и является истинным виновником хищения. При полете детективной фантазии г-на Золотарева, Агата Кристи просто отдыхает!

Хочется обратить внимание на непробиваемую броню элитных лиц «Сбербанка» в общении с прессой. Они отметают лобовые вопросы и весьма ловко лавируют между скользких тем, обозначенных журналистами. А своим сотрудникам, обессиленным от местечковых войн, забивают рот деньгами или заливают кровью.

Так, несколько месяцев назад на сотрудника дагестанского отделения «Сбербанка» Юнуса Запирова напали неизвестные. Только истошные крики о помощи его супруги спасли мужчине жизнь. Злоумышленникам не удалось отправить его на тот свет, им пришлось скрыться с места преступления. Сейчас, как и прежде, предполагается, что мотивом покушения на жизнь и здоровье мужчины стала его служебная деятельность. За некоторое время до нападения банковский сотрудник осмелился дать интервью на радиостанции «Эхо Москвы». И рассказать о том, что одно из лучших подразделений «Сбербанка», занимавшее первые места в рейтингах по качеству обслуживания и прибыльности, стало заложником «не совсем здорового» мировосприятия своего нового руководства.

«Странные» истории, где «деньги перестают любить тишину», продолжаются. В декабре прошлого года, в том же дагестанском отделении села Карабудахкент, было вскрыто несколько новых фактов мошенничества. Якобы кто-то, без ведома клиентов, оформлял кредиты на их имя, а позже списывал денежные средства с их счетов. Полицейские возбудили уголовное дело и удивительно быстро отыскали виновного. Им «назначили» местного банковского служащего Джамала Расулова. Однако предполагаемый фигурант не мог совершить это преступление. Хотя бы потому, что был найден повешенным за 19 дней до приписываемого ему мошенничества, а именно 21 ноября. Обстоятельства смерти не известны до сих пор.

И вновь руководство «Сбербанка» использовало свой излюбленный прием - отказалось комментировать ситуацию, оградившись неприступной стеной молчания. Оно и верно, молчание – золото, особенно в банковской сфере. Да и что говорить, когда любое слово может быть использовано против тебя в суде?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.05.2016 15:42
Комментарии 0
Наверх